
В 2025 году в Поти (Грузия) откроется первый частный казахстанский терминал на Черном море – Поти ТрансТерминал. О том, какие возможности он откроет для бизнеса и какую роль сыграет в развитии Срединного коридора, рассказал генеральный директор компании Олжас Арыкбаев.
«Это будет крупнейший тыловой терминал в Поти»
– Олжас, какие основные особенности и преимущества нового терминала?
– Прежде всего, это самый большой тыловой терминал в Поти – его площадь составляет 9 гектаров. Мы ориентируемся на переработку более 80 000 TEU (20-футовых контейнеров) в год, но потенциал терминала позволяет увеличить этот объем. Мы будем предлагать перетарку грузов – когда товары приходят в универсальных вагонах, перегружаются в контейнеры и затем отправляются морем, а также в обратном направлении. Это очень востребованная услуга среди грузовладельцев.
– Какие технологии и инфраструктурные решения применяются?
– Наш терминал будет оснащен двумя козловыми кранами, каждый из которых может обрабатывать до 25 контейнеров в час. Покрытие контейнерной площадки изготовлено из железобетонных конструкций, что подразумевает долговечность и надежность эксплуатации. Из специальной техники мы будем использовать ричстакеры, вилочные погрузчики, терминальные тягачи и различные краны в зависимости от грузов и предпочтений клиентов. Важное отличие – на терминале продуманы все инженерные коммуникации в соответствии с международными стандартами (водоснабжение, электроснабжение, канализация, гидрантная система пожаротушения). Это снижает риски повреждения груза и делает объект самым современным в регионе.
«Срединный коридор развивается, и мы видим это по росту грузопотока»
– Сегодня Казахстан делает ставку на развитие Срединного коридора (ТМТМ). Какую роль сыграет терминал?
– Поти ТрансТерминал — ключевой узел на Черном море. Это предоставит казахстанским экспортерам возможность формировать судовые партии и выходить на международные рынки. В последние годы мы видим уверенный рост перевозок по ТМТМ. В 2024 году контейнерный транзит между Китаем и Европой превысил 55 000 TEU, в 2025 году планируется — 95 000 TEU.
– Одна из главных проблем ТМТМ – высокая стоимость перевозок. Есть ли тенденция к снижению тарифов?
– Да, тарифная политика корректируется за счет роста объемов. Перевозка по ТМТМ требует нескольких перегрузочных операций – в портах Актау, Баку, на Черном море. Это увеличивает себестоимость. Однако координация участников маршрута через Международную ассоциацию «ТМТМ» помогает находить оптимальные решения. Мы уже видим, что тарифы становятся более конкурентоспособными.

«Логистические компании учатся работать в новых условиях»
– Какие еще тенденции сегодня определяют развитие транспортной отрасли?
– Логистика – это отрасль, которая особенно чувствительна к геополитическим изменениям. Мы видим, что даже в условиях неопределенности грузопотоки продолжают расти, просто маршруты меняются. Сегодня логистические компании не конкурируют, а объединяются, создавая совместные сервисы, чтобы предлагать клиентам более доступные решения.
– Можно ли сказать, что открытие Поти ТрансТерминала – это новый этап для логистики Казахстана?
– Безусловно. Это первый казахстанский терминал на Черном море, который интегрирован в международную транспортную систему. Он расширяет логистические возможности региона и делает экспорт более эффективным. У нас есть все, чтобы стать ключевым хабом на этом направлении.