Группа компаний PTC Holding подписала инвестиционное соглашение с грузинскими партнерами по строительству мультимодального терминала в Грузии для развития ТМТМ
Соглашение о реализации инфраструктурного проекта по строительству мультимодального терминала в городе Поти ТОО «PTC Holding» и грузинские партнеры с участием представителей государственных органов Грузии, банковского сектора и частного бизнеса подписали в пятницу, 2 июня, в Тбилиси.
Строительство портового терминала станет первым казахстанским инфраструктурным проектом, реализуемым в Поти, одном из крупнейших портов Грузии, который является опорной точкой на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ). Этот проект является крайне важным инфраструктурным объектом для казахстанских операторов в условиях сложившейся геополитической обстановки в мире, а также для диверсификации логистических маршрутов.
«Когда мы говорим о больших грузопотоках и крупных грузоотправителях, надо на кого-то и на что-то опираться. В этом смысле работа именно с портовой инфраструктурой должна быть филигранной. Она должна безукоризненно обеспечивать приемку, оформление и отправку грузов. Поэтому мы смотрим на черноморские порты Грузии. Если мы говорим про морскую часть ТМТМ, то этот отрезок является концом этого логистического маршрута. Если ТМТМ начинается в точке формирования контейнерных поездов на станции Алтынколь, погранпереходе между Китаем и Казахстаном, то заканчивается он именно в Поти или Батуми. Поэтому мы там должны присутствовать», — убежден председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев.
Порт Поти является конечной точкой транспортировки грузов по ТМТМ на Черном море, и строительство контейнерного терминала позволит казахстанскому бизнесу участвовать в формировании грузовых потоков, создаст выгодные тарифные условия на данном маршруте для казахстанских экспортеров и привлечет дополнительные объемы транзитных грузов через Казахстан.
«Переговоры с грузинскими партнерами стартовали в начале 2023 года. Президент Казахстана весь прошлый год говорил и ставил задачи по реализации инфраструктурных проектов и «расшивке» узких мест в логистике. В рамках этой политики холдинг после посещения портов Поти и Батуми принял решение о реализации проекта», — рассказал директор по развитию PTC Holding Олжас Арыкбаев.
Выбор Поти, а не Батуми, по его словам, объясняется сложившейся в Грузии спецификой: порт Батуми обслуживает в основном нефтеналивные и насыпные грузы, а Поти – контейнерные и автомобильные.
Что касается технических характеристик проекта, то для его реализации создано совместное предприятие АО «Poti Transterminal» на паритетных началах, в котором казахстанской стороне (PTC Holding) и грузинским партнерам принадлежит по 50% акций. Ориентировочная стоимость проекта на данный момент составляет около $10 млн. Сам терминал будет расположен на площади 8 гектаров, его мощность составит 80 тысяч контейнеров (в 20-футовом эквиваленте) в год. Срок окончания строительства запланирован на октябрь 2023 года.
«Мы построили самый большой терминал на станции Достык мощностью 320 тысяч контейнеров в год. В 2022 году мы «перевалили» порядка 100 тысяч контейнеров, в 2023 году этот показатель будет увеличен. Мы открыли компанию в Шанхае, сейчас занимаемся регистрацией компании в Стамбуле. Спасибо нашим партнерам из Грузии, потому что новый терминал в Поти – это логическое продолжение нашей работы по развитию транзитного потенциала Казахстана», — прокомментировал событие акционер PTC Holding Данияр Абулгазин.
О важности раскрытия потенциала ТМТМ в виде создания единых транспортных операторов, формирования замкнутого логистического цикла, а также активного участия в этом процессе казахстанского бизнеса, неоднократно говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В частности, в мае 2023 года во время визита в Китай он прямо заявил, что «развитие Транскаспийского маршрута важно для активизации транзита между Европой и Азией».
«Кроме того, здесь имеются большие перспективы в будущем», — подчеркнул президент Казахстана.
По мнению чрезвычайного и полномочного посла РК в Грузии Малика Мурзалина, для Казахстана очень важны инвестиции в логистику.
«Шелковый путь традиционно проходил по территории как казахских степей, так и Южному Кавказу много веков назад, и сейчас мы видим продолжение этого процесса. Новые логистические маршруты проходят через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в Европу. В Казахстане большое значение придают развитию ТМТМ. Есть поручение президента Токаева расширить этот маршрут и загрузку на него. Благодаря таким бизнесменам, которые делают такой большой вклад, как сегодня, мы справимся с этой задачей», — заявил он во время церемонии подписания соглашения.
Согласно стратегии развития бизнеса, группа компаний PTC Holding для привлечения дополнительных объемов грузов транзитом через Казахстан находится в процессе создания международной сети дочерних предприятий («окна продаж» и инфраструктурные проекты) с целью выхода на прямые контракты без посредников с крупнейшими мировыми грузовладельцами, производителями и логистическими платформами. За последние два года холдинг зарегистрировал дочерние предприятия в Узбекистане (Ташкент), Китае (Шанхай), Турции (Стамбул) и Кыргызстане (Бишкек).
«Наша основная цель – забирать груз непосредственно из первых рук, у того, кто производит этот товар. Для того чтобы, с одной стороны, дать наилучшую ставку для потребителя, с другой стороны, поскольку мы — казахстанская компания, мы ставим своей целью работу с прямыми грузоотправителями для формирования наибольшего пула клиентов», — заверил председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев.
Важным направлением развития группы компаний является реализация инфраструктурных проектов, включающих в себя строительство транспортно-логистических терминалов на основных сухопутных международных коридорах между странами Европы и КНР.
По словам Тимура Карабаева, холдинг исторически развивался на основе собственных активов.
«Мы всегда долго присматриваемся к отрасли, долго изучаем партнеров, конкурентов, инфраструктуру, узкие места. Как правило, если ты хочешь сделать что-то хорошее, чтобы заслужить уважение партеров и клиентов, надо смотреть на то, как ты можешь изменить текущую ситуацию», — считает глава PTC Holding.
По его мнению, ситуация всегда базируется на тех инфраструктурных возможностях, которые есть. Это может быть и государственная инфраструктура магистральных путей, и логистическая инфраструктура в виде портов, терминалов, погрузочно-разгрузочных площадок.
«Мы всегда строили свою стратегию на поиске узких мест, и там, где они есть и появляется возможность их физически «расшить» через развитие логистической инфраструктуры, туда мы и вкладывали деньги. Именно она обеспечивает нашу конкурентную позицию на рынке. Наша позиция всегда было однозначной – развивать логистическую инфраструктуру», — резюмировал Тимур Карабаев.
https://forbes.kz//economy/v_poti_postroyat_pervyiy_chastnyiy_kazahstanskiy_terminal/?