Транспортно-логистическая
инвестиционная группа компаний
Республики Казахстан

Логистика прирастает терминалами

PTC Holding объявил о запуске терминала в Поти

На прошедшей в Москве выставке TransRussia-2025 казахстанский логистический оператор PTC Holding объявил о запуске терминала в Поти, который станет важным инфраструктурным элементом Транскаспийского международного транспортного маршрута. Также новый объект позволит компании реализовывать стратегию расширения сервисов грузоперевозок для различных заказчиков, в том числе из России.

Фото: Фото предоставлено PTC Holding

Новый логистический терминал в грузинском порту Поти, который начинает работу в апреле, занимает площадь 9 га, его пропускная способность составит свыше 80 тыс. контейнеров в год в 20-футовом эквиваленте, сообщили на выставке TransRussia-2025 представители компании PTC Holding.

«У нас уже большие планы по загрузке терминала и есть договоренности с крупными морскими линиями»,— заявил Олжас Шилтерханов, генеральный директор PTC Cargo. По его словам, новый терминал в Поти — это не просто очередная инфраструктурная точка, а важный этап в реализации глобальной стратегии компании. Новый логистический объект официально присоединился к Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) в качестве ассоциированного члена, и его запуск станет значимой составляющей всего маршрута, связывающего Азию и Европу.

«Сегодня логистика — это борьба за предсказуемость. Раньше маршруты морем через Суэцкий канал были безальтернативными, но теперь ТМТМ становится реальной и более управляемой альтернативой. Сейчас из-за нестабильности в Красном море морские линии предпочитают маршруты через мыс Доброй Надежды из-за чего сроки доставки из Китая в Европу увеличились. Если сравнивать только тарифы, то морская перевозка все еще дешевле. Но если учитывать риски задержек, нестабильность маршрутов через Суэцкий канал и Красное море, то ТМТМ уже сегодня предлагает бизнесу большую стабильность и гибкость»,— рассказал Олжас Шилтерханов.

Он сделал акцент на том, что запуск нового объекта в Грузии позволит компании предлагать клиентам более стабильный и управляемый комплекс логистических услуг. «Благодаря терминалу в Поти мы замкнули логистическую цепочку с точки отправления до точки назначения. Теперь мы можем предложить нашим клиентам бесшовную доставку от А до Я»,— подчеркнул Олжас Шилтерханов.

Новый терминал в Поти стал одним из самых лучших по оснащению логистических объектов в Грузии. Там, в частности, установлены два козловых крана, каждый из которых может обрабатывать до 25 контейнеров в час, использовано надежное железобетонное покрытие. «Также мы будем использовать специальные погрузчики для контейнеров — ричстакеры — и вилочные погрузчики для перетарки грузов,— рассказал Олжас Арыкбаев, генеральный директор «Поти ТрансТерминал».— Особенность нашего терминала заключается в том, что все инженерные коммуникации здесь (водоснабжение, канализация, электроснабжение, пожарная система и пр.) продуманы и находятся под площадкой, что позволяет снизить риски повреждения груза, каких-то нестандартных, чрезвычайных ситуаций. Такого в Грузии еще не было. На терминале созданы условия по самым высоким требованиям, в том числе для ценных грузов с высокой добавленной стоимостью».

«Средний коридор» выгоден и России

Объемы грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (его еще называют «Средний коридор») протяженностью около 11 тыс. км, который соединяет Китай со странами Европы через Казахстан, акваторию Каспийского моря, а далее через Азербайджан, Грузию и Турцию, стремительно растут. Согласно официальной статистике правительства Казахстана, по итогам 2024 года через ТМТМ было перевезено 4,5 млн тонн, что на 62% больше, чем за предыдущий год, когда грузооборот также существенно вырос.

Иногда «Средний коридор» критикуют за то, что он не проходит по территории России и тем самым якобы является конкурирующим направлением, соединяющим Китай и Европу. Но это не так: развитие ТМТМ выгодно и для России, так как он открывает новые возможности для использования отдельных участков нового маршрута для перевозки российских грузов. Например, это может быть железная дорога Баку—Тбилиси—Карс, пропускная способность которой после реконструкции увеличилась до 5 млн тонн в год и позволяет снять нагрузку с перегруженного Азовско-Черноморского направления. В любом случае развитие транспортной сети в Центральной Азии выгодно и России, которой необходимо развивать новые маршруты для выхода, например, на страны Индо-Тихоокеанского региона через Центральную Азию и Прикаспий.

По словам представителей PTC Holding, среди клиентов нового терминала в Поти появляется все больше российских компаний. «Очень популярная услуга в Поти — это перетарка. То есть когда грузы приходят в универсальном парке к нам на терминал, выгружаются в мешках или биг-бегах, потом загружаются в контейнер и далее отправляются морем на международные рынки. Это очень удобно как для казахских, так и российских экспортеров. Им выгоднее приезжать до портов в универсальном парке, ну и дальше уходить уже в контейнерах»,— говорит Олжас Арыкбаев.

В новом терминале есть инфраструктура, необходимая для того, чтобы можно было обрабатывать, например, крытые вагоны. «Единовременно мы можем размещать на своей высокой платформе девять вагонов для того, чтобы выгружать грузы и далее их тарировать уже в контейнеры. Также эту услугу мы можем предоставлять в обратном направлении. То есть когда, например, с морских линий приходят контейнеры, мы их распаковываем у себя на терминале, грузим в универсальный парк и отправляем в том числе на импорт в Грузию, Азербайджан, Армению и страны Центральной Азии»,— отмечает Олжас Арыкбаев.

Специалисты подчеркивают, что традиционно задача любого порта — это максимально быстро разгрузить или загрузить судно. Однако сами грузополучатели не всегда оперативно могут забрать груз из порта, чтобы быстро перенаправить его на железную дорогу или на автовозы. На это может уходить в среднем от трех до семи дней. Получается, что очень важно иметь место в порту, где грузы надо консолидировать, качественно хранить, собирать для дальнейшей отправки. Такие услуги в том числе предоставляет новый терминал в Поти.

В долгосрочной перспективе появление таких новых инфраструктурных объектов, как терминал в Поти, будет благотворно влиять на снижение тарифов на перевозку. Тот же ТМТМ ранее считался не очень выгодным направлением из-за того, что здесь требуется множество перегрузов — смена транспорта требуется при движении через Каспийское море, потом по железной дороге, потом новый водный транспорт на Черном море и пр. Но совместные усилия участников, в том числе ассоциации ТМТМ, приводят к тому, что за счет увеличения объема можно компенсировать и предложить более оптимальные ставки. «Я бы сказал, что логистический рынок, он один из самых сплоченных,— говорит Олжас Арыкбаев.— Все держится на людях, на компетенциях, на профессионалах. Конечно, логистические компании между собой конкурируют, но в сложных ситуациях они стараются объединяться, помогать друг другу, чтобы создавать эффективные цепи поставок. И сейчас как раз такое время, когда при рыночной нестабильности логистические компании идут друг другу навстречу и пытаются сделать совместные сервисы».

Гибридная стратегия

На выставке TransRussia-2025 многие участники выражали озабоченность текущими трудностями развития логистического бизнеса. Формально отрасль демонстрирует положительную динамику развития: по данным Росстата, объем грузоперевозок в России в 2024 году вырос на 5,5% и составил 9,4 млрд тонн. При этом, например, наибольший рост показали автомобильные перевозки, увеличившись на 8,3%, до 7 млрд тонн. Однако из-за возросшей конкуренции тарифы не некоторые виды логистических услуг начали снижаться. Это выгодно потребителям, однако ставит в сложное положение бизнес, так как себестоимость логистических сервисов растет. И уже в краткосрочной перспективе дальнейшее развитие такой ситуации может привести к банкротству значимой части логистических компаний, после чего тарифы могут опять скакнуть вверх.

Беспокоят участников рынка и признаки стагнации и даже падения внешнего товарооборота. Так, после бурного роста товарооборот между РФ и КНР не только не продолжает увеличиваться, но даже начал демонстрировать отрицательную динамику. По итогам первых двух месяцев 2025 года он составил $34,7 млрд, что на 7%, или на $2,6 млрд, меньше, чем годом ранее, сообщают официальные данные таможенной статистики КНР.

В меняющихся условиях ведущие игроки логистического рынка выбирают особые стратегии развития. «Мы стараемся акцентировать внимание не только на контейнерных перевозках, притом что мы остаемся компанией-оператором, одним из крупнейших игроков на рынке Центральной Азии, в том числе владеющим своими активами, фитинговыми платформами, контейнерами,— отмечает Мария Мисевра, заместитель генерального директора PTC Cargo.— При этом мы сместили фокус в сторону более гибридной стратегии, в рамках которой мы предоставляем услуги по экспедированию груза по разным маршрутам совместно с партнерами».

В частности, в прошлом году PTC Holding запустил первые поезда из Китая в Грузию с предоставлением полного комплекса услуг клиенту и по территории Китая, и по территории Казахстана, Азербайджана и Грузии. «У нас появился сервис в прошлом году в импорте из Китая в Казахстан, и в этом году мы расширили свою географию, помимо Кустаная, добавив Алматинский узел и остальные станции Казахстана,— продолжает Мария Мисевра.— Также мы увеличили объем перевозок в экспорте из России. И, собственно, начали развитие контейнерных перевозок. Эти объемы тоже выросли с прошлого года, поэтому до сих пор актуально. Но и если говорить про экзотические сервисы, то у нас были первые авиаперевозки из Европы в Казахстан. Прошли они успешно, поэтому будем и дальше заключать новые контракты».

Алексей Арапов

Остались вопросы?

Обратитесь к нашим специалистам:

Клиенты и партнеры

«PTC Holding» - транспортно-логистическая инвестиционная группа компаний, международный провайдер комплексных логистических услуг в нефтегазовой и контейнерной сферах, крупнейший собственник и оператор железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры в странах Центральной Азии. Оказывает полный спектр транспортно-логистических услуг.

Мы создаем реальную ценность для наших клиентов и партнеров с помощью инновационных решений, устойчивых результатов и долгосрочного роста.

PTC в цифрах

18 компаний входят в состав группы компаний
6 стран Казахстан, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Грузия и Турция
1702 количество персонала в 13 городах
7 контейнерных поездов максимальная скорость перегруза на ст.Достык в сутки
15% доля в контейнерном грузообороте через Казахстан в 2024 году
14376 единиц общий парк вагонов
14,8 млн тонн нефтепродуктов перевезено в 2024 году
1805 контейнерных поездов отправлено с терминала в 2024 году
221000 ДФЭ перегружено на терминале на ст.Достык в 2024 году
Наши компании
PTC-CA
Petroleum
АО «PotiTransTerminal»
PTC Freight Agency Co., Ltd
PTC-KG LLC
error: Content is protected !!