Группа компаний «РТС Holding» реализует в Узбекистане масштабный логистический проект.
Реализация строительства современного мультимодального транспортно-логистического центра под Ташкентом фиксирует превращение частного казахстанского перевозчика – группу компаний «РТС Holding» – в транснациональную логистическую компанию.
Подписание меморандума между казахстанскими «РТС Holding» и Halyk Bank, а также узбекским ООО «VUONO CAPITAL» о сотрудничестве в реализации проекта по строительству транспортно-логистического терминала, состоявшееся 22 декабря в Ташкенте в присутствии президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, является знаковым событием для казахстанского бизнеса сразу по нескольким важным причинам.
Прежде всего это означает, что частные казахстанские перевозчики сумели набрать необходимые компетенции, выросли и готовы к тому, чтобы превратиться в транснациональных игроков, по крайней мере, на рынках Центральной Азии.
«Сегодня группа компаний «РТС Holding» имеет свое видение и возможности в рамках страновой стратегии развивать международную транспортную логистику. Для того, чтобы не опоздать, быть в гуще событий, присутствовать в международных мультимодальных логистических транспортных проектах, необходимо иметь четкую сеть опорных активов в виде терминалов», – считает председатель правления «РТС Holding» Тимур Карабаев.
На сегодняшний день регион Центральной Азии показывает устойчивый тренд роста контейнерных перевозок – 20–30% ежегодно. В частности, в Узбекистане в период с 2016 по 2022 год объем контейнерных перевозок увеличился в 2,2 раза, с 96 до 220 тыс. контейнеров в год. Однако как в Казахстане, так и в Узбекистане дальнейшее развитие бизнеса упирается в дефицит инфраструктуры.
«В прошлом году «РТС Holding» построил в Казахстане терминал на станции Достык, что позволило решить ряд инфраструктурных проблем станции, но самое главное, была создана база для формирования контейнерных поездов, идущих из Китая и в Китай. Однако для того, чтобы казахстанский бизнес участвовал и получал доходность от этих перевозок, нам необходим опорный терминал в Республике Узбекистан, потому что грузопотоки могут идти через разные пограничные переходы», – указывает Тимур Карабаев.
Как стратегическую цель в группе «РТС Holding» видят всемерное наращивание транзитного потенциала через Казахстан. Самым главным вызовом и препятствием для достижения поставленной задачи может стать открытие новых погранпереходов. Сегодня активно обсуждается погранпереход Кашгар–Китай–Кыргызстан–Узбекистан. С его реализацией Казахстан может потерять часть грузопотока, который идет транзитом через страну. И в «РТС Holding» это отчетливо понимают.
«Природа не терпит пустоты, – констатирует Тимур Карабаев. – Что-то отойдет туда, но наша задача – держать нашу клиентскую базу на казахстанском транзите. Без современного мультимодального терминала этого не сделать».
В такой ситуации опорный терминал на территории Узбекистана – это, по словам Тимура Карабаева, «как раз тот кусочек, которого не хватает, чтобы собрать для клиента полный пазл сервиса на территории Центральной Азии».
По его словам, сегодня и Казахстане, и в Узбекистане население растет, а этот рост сопровождается ростом потребления разных групп товаров. Кроме того, в странах растет и уровень жизни людей, что неминуемо приводит сюда новые услуги и новые товары.
«Казахстан является единственной транзитной страной для центральноазиатского рынка. Интерес к Центральной Азии и к цепочкам поставок и логистических цепочек в Центральную Азию и из этого региона будет сильно расти. Мы проанализировали текущее состояние дел с терминальными мощностями и понимаем, что готового большого терминала со складами класса А, с рефрижераторными складами, фармскладами в Узбекистане просто нет. Наша задача – создавая хорошую инфраструктуру, не упустить этот тренд, то есть не отдать пальму первенства иностранному капиталу, если мы сами можем это сделать», – считает глава «РТС Holding».
Что касается самого проекта, то на первом этапе, в 2023–2026 годах, планируется строительство порядка 24 км железнодорожных путей, площадки для хранения на 2 400 контейнеров, склада класса А площадью более 22 тысяч кв. м, включая современные склады с возможностью регулирования температурного режима, современной информационной системой, отвечающей мировым стандартам, и другой сопутствующей инженерной инфраструктурой для обеспечения деятельности терминала.
Согласно подписанному меморандуму, Halyk Bank готов предоставить для этого финансирование в размере, эквивалентном $70 млн. Оператором проекта будет дочерняя компания «РТС Holding» – «РТС-СА». Сама площадка будущего центра будет расположена в 10 километрах от Ташкента. Для доступа к территории планируемого мультимодального транспортно-логистического центра будет реконструирована и модернизирована автомобильная дорога, соединяющая с трассой М-39 Ташкент – Самарканд.
«Мы хотим сделать этот терминал суперинновационным. То есть всё самое новое, современное, инновационное, что есть на сегодня в мире логистики, мы используем в этом проекте. Это касается и технологии работы – подачи подвижного состава, также перегруза и оборудования (краны и комбилифты мы заказываем в Европе). Это касается и внутрискладского хранения, и внутрискладской логистики», – рассказывает Тимур Карабаев.
Полностью же проектом предусматривается строительство железнодорожной инфраструктуры, в том числе железнодорожных путей протяженностью 37,2 км, контейнерных площадок с возможностью единовременного хранения более 11 тысяч контейнеров, современных складских комплексов классов А, А+ для погрузки-выгрузки, хранения и обработки разных грузов, в том числе требующих определенный температурный режим, общей площадью 248 тысяч кв. м. При этом общий объем инвестиций оценивается в сумму около $300 млн.
«Мы сразу ориентируемся на очень высокий стандарт, чтобы показать, что мы можем это делать. Наверное, сегодня у клиента будет возможность прийти на маленький склад в Ташкентской области, но, например, клиентам из сегмента электронной коммерции, которая сейчас бурно растет, нужны большие площади. Но самое главное, клиенту нужна скорость и в доставке, и в перегрузке, и в складировании, и в доставке «от двери к двери». Синергия машин и оборудования позволяет достичь именно таких целей», – считает председатель правления «PTC Holding».
Еще один важный и знаковый нюанс проекта заключается в том, что, пожалуй, впервые казахстанские транспортники реализуют его, работая за рубежом, по схеме DBFO (Design-Build-Finance-Operate). Это значит, что проектированием будут заниматься совместно казахстанские и узбекские проектные компании, финансирование обеспечит казахстанский Halyk Bank, а строительством и эксплуатацией транспортно-логистического центра займется дочерняя компания «PTC Holding».
«Мы думаем, что это классная возможность, когда первый такой проект в Узбекистане реализует именно казахстанская компания», – говорит Тимур Карабаев. По его словам, в компании сумели собрать очень хорошие компетенции и очень хорошую команду.
«Мы понимаем, как это работает в лучших логистических центрах мира, наши сотрудники объехали множество терминалов в Германии, Европе, Турции, и мы понимаем, как работает современная логистика. Она не может работать просто на земле, нужна соответствующая инфраструктура. Именно поэтому принято решение пойти на такой рискованный шаг – инвестировать достаточно большие средства в другой стране. Да, мы рискуем. Но я думаю, что мы будем первыми и будем успешными. Реализуя этот проект, мы докажем прежде всего сами себе, да и другим участникам рынка, что казахстанский бизнес вырос до такого уровня, что может делать хорошие транснациональные инфраструктурные проекты. Мы можем их разрабатывать, финансировать, строить и затем эксплуатировать», – считает глава «PTC Holding».
Источник: https://forbes.kz//process/businessmen/timur_karabaev_nasha_zadacha_ne_tolko_uderjat_no_i_narastit_temp_tranzita_cherez_kazahstan/?