Пандемия заметно ударила по перевозкам нефтепродуктов железнодорожным транспортом в текущем году.
Структура движения нефтеналивных грузов по железной дороге республики за последние два года претерпела некоторые изменения, заявил директор по стратегическому планированию ТОО PTC Holding Марат Аукенов. По его мнению, текущий год стал вызовом не только для транспортно-логической отрасли страны, но и для всех участников рынка нефтепродуктов.
«Если сравнивать показатели 2019 и 2020 годов, то мы видим снижение доли внутренних перевозок нефтепродуктов по железной дороге из-за падения спроса на них и деловой активности на рынке в связи с пандемией. Та динамика, которую мы увидели в 2020 году, свидетельствует о мобильности участников рынка нефтепродуктов», – сказал г-н Аукенов на недавно прошедшей онлайн-конференции «Argus. Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2020».
По его словам, в 2020 году возросла доля светлых нефтепродуктов и снизилась доля темных нефтепродуктов в общем грузообороте. Это объясняется тем, что после модернизации трех казахстанских НПЗ заметно выросло производство светлых нефтепродуктов.
«Помимо прочих нефтепродуктов, в структуре текущего года появились продукты нефтехимии, так как на Атырауском НПЗ стали производить параксилол и бензол, которые идут на экспорт», – заметил г-н Аукенов.
Спикер напомнил, что основными направлениями экспорта казахстанских нефтепродуктов являются черноморские порты и Центральная Азия.
«Если в 2019 году в сторону портов Черного моря объем экспорта казахстанских нефтепродуктов, в основном темных, составлял 87 процентов, то в текущем году этот показатель снизился до отметки в 72 процента. При этом в текущем году выросли поставки светлых казахстанских нефтепродуктов (бензина высоких марок) на рынки стран Центральной Азии», – уточнил г-н Аукенов.
Эксперт также сообщил, что в ближайшее время нет предпосылок для роста ставок аренды на цистерны (для перевозки нефтепродуктов), отвечая на вопрос одного из участников конференции.
«Основными участниками и крупнейшими владельцами подвижного состава в Казахстане являются российские игроки. Они и оказывают серьезное давление на ставки аренды в сторону понижения из-за профицита российского парка», – сказал г-н Аукенов.
Спикер напомнил, что в последние годы рынок достаточно динамичен, что требует серьезной оперативности в принятии решений как от участников рынка нефтепродуктов, так и от специалистов транспортно-логистической отрасли.
Источник: https://inbusiness.kz/ru/news/eksport-nefteproduktov-kazahstana-pomenyal-napravleniya