Транспортно-логистическая
инвестиционная группа компаний
Республики Казахстан

PTC Operator: фокус на Закавказье как новом векторе экспорта нефтепродуктов

В Батуми (Грузия) проходит международная конференция на тему: «Транспортировка нефтеналивных грузов через Закавказский транспортный коридор и порты Грузии». Одним из ключевых спикеров мероприятия выступает Дания Нуриддинова, коммерческий директор PTC Operator, накануне она выступила с докладом об актуальной ситуации и перспективах железнодорожного экспорта нефтепродуктов из Казахстана.

«Сегодняшние геополитические и инфраструктурные реалии формируют новые маршруты и новую логику логистических решений. Закавказье становится одним из важнейших направлений для устойчивого и диверсифицированного экспорта казахстанских нефтепродуктов», — подчеркнула в своем выступлении Дания Нуриддинова.

На сегодняшний день PTC Operator является одним из крупных операторов железнодорожного парка в Казахстане и лидером по числу вагонов-цистерн в Центральной Азии. В операционном управлении компании находится 13 400 вагонов, из которых более 12 000 — это нефтеналивные цистерны.

В 2024 году компания перевезла 13,4 млн тонн нефтепродуктов, из которых 12,4 млн тонн — внутри страны, и 659 тыс. тонн — в экспортном сообщении.

Изменение географии экспорта

В связи с санкционными ограничениями со стороны США и ЕС, начиная со второй половины 2023 года, наблюдается резкое снижение объемов поставок через российские порты и стыковые станции с ЕС. Среднегодовой темп падения составил – 44,4%.

В то же время зафиксирован рост интереса к Закавказскому региону, в первую очередь к портам Грузии: Батуми, Поти, Кулеви. Перевозки в этом направлении демонстрируют среднегодовой рост на уровне +40,8%. Рост сохраняется и по направлениям в страны Центральной Азии — +12,5% в год.

«В условиях ограничений на традиционные маршруты, рынку необходима гибкость и скорость в переориентации. Наш опыт показывает: маршрут через Каспий и порты Закавказья — это не временное решение, а перспективный вектор развития логистики на годы вперед», — отметила Дания Нуриддинова.

Изменение структуры экспортных грузопотоков: акценты смещаются

На фоне геополитических и энергетических трансформаций изменилась не только география, но и структура экспортируемых грузов из Казахстана.

С 2022 по 1 квартал 2025 года:

  • Доля сырой нефти в железнодорожном экспорте выросла с 10% до 36%, благодаря диверсификации маршрутов в обход традиционных трубопроводов.
  • Экспорт мазута сократился с 2 млн тонн до 1,5 млн тонн, что связано с энергетическим переходом в Европе, курсом ЕС на декарбонизацию и увеличением поставок СПГ из США.
  • Снижение экспорта сжиженного углеводородного газа (СУГ) составило 30% — результат санкционных ограничений и роста логистических затрат при маршрутах через Европейский союз.

«Нынешняя логистика уже не та, что пять лет назад. Мы наблюдаем явное смещение спроса: растёт значимость сырой нефти, а такие традиционные позиции, как мазут и СУГ, теряют долю. Это требует гибкости от оператора — и точной настройки сервисов под новую номенклатуру грузов», — подчеркнула Дания Нуриддинова.

Вызовы и перспективы: куда движется рынок

В своем выступлении Дания Нуриддинова выделила ключевые вызовы, сдерживающие развитие перевозок нефтепродуктов:

  • Санкционные ограничения США и ЕС осложняют работу с рядом контрагентов и затрудняют проведение международных расчётов, что приводит к переориентации цепочек поставок и реструктуризации бизнес-процессов.
  • Конвенционные запреты со стороны железнодорожных администраций ограничивают маршруты и увеличивают издержки.
  • Инфраструктурные ограничения на железнодорожных и портовых узлах не позволяют оперативно перераспределить растущий грузопоток.
  • Нерешённые тарифные вопросы, особенно в отношении транзита и порожнего пробега, делают новые маршруты менее конкурентоспособными.
  • Недостоверная информация о местоположении вагонов затрудняет планирование логистики и увеличивает расходы.

«Мы, как операторы, чувствуем необходимость в системных изменениях: не только в инфраструктуре, но и в регуляторной базе, прозрачности процессов, международной логистической координации», — отметила Нуриддинова.

Что нужно рынку — и от чего зависит его рост

В качестве направлений развития коммерческий директор PTC Operator выделила три основных приоритета:

  1. Развитие новых экспортных маршрутов, особенно в рамках ТМТМ (Транскаспийского маршрута), усиление международного взаимодействия, создание отраслевых альянсов.
  2. Модернизация действующей инфраструктуры — как портовой, так и железнодорожной — с учетом растущих объемов и новых логистических задач.
  3. Актуализация нормативной и законодательной базы: необходимо гармонизировать национальные правила с международными соглашениями и пересмотреть подходы к управлению перевозочным процессом.

«Сейчас идёт глобальное перераспределение грузопотоков. Казахстан и Закавказье могут не просто адаптироваться к новым условиям — они могут стать ядром устойчивой и современной транспортной архитектуры. Но для этого всем участникам рынка нужно двигаться синхронно и стратегически», — заключила Дания Нуриддинова.

Остались вопросы?

Обратитесь к нашим специалистам:

Клиенты и партнеры

«PTC Holding» - транспортно-логистическая инвестиционная группа компаний, международный провайдер комплексных логистических услуг в нефтегазовой и контейнерной сферах, крупнейший собственник и оператор железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры в странах Центральной Азии. Оказывает полный спектр транспортно-логистических услуг.

Мы создаем реальную ценность для наших клиентов и партнеров с помощью инновационных решений, устойчивых результатов и долгосрочного роста.

PTC в цифрах

18 компаний входят в состав группы компаний
6 стран Казахстан, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Грузия и Турция
1702 количество персонала в 13 городах
7 контейнерных поездов максимальная скорость перегруза на ст.Достык в сутки
15% доля в контейнерном грузообороте через Казахстан в 2024 году
14376 единиц общий парк вагонов
14,8 млн тонн нефтепродуктов перевезено в 2024 году
1805 контейнерных поездов отправлено с терминала в 2024 году
221000 ДФЭ перегружено на терминале на ст.Достык в 2024 году
Наши компании
PTC-CA
Petroleum
АО «PotiTransTerminal»
PTC Freight Agency Co., Ltd
PTC-KG LLC
error: Content is protected !!