Группой компаний «PTC Holding» подписано инвестиционное соглашение с грузинскими партнерами по реализации проекта строительства мультимодального терминала в Грузии для развития Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута (ТМТМ).
Соглашение о реализации инфраструктурного проекта по строительству мультимодального терминала в городе Поти было подписано 2 июня в Тбилиси между ТОО «PTC Holding» и партнерами из Грузии с участием представителей государственных органов Грузии, банковского сектора и частного бизнеса.
Строительство портового терминала станет первым казахстанским инфраструктурным проектом, реализуемым в Поти, одном из крупнейших портов Грузии, который является опорной точкой на Транскаспийском Международном Транспортном Маршруте (ТМТМ), что крайне важно для казахстанских операторов в условиях нынешней геополитической обстановки в мире, а также для диверсификации логистических маршрутов.
«Когда мы говорим о больших грузопотоках и серьезных грузоотправителях надо на кого-то и на что-то опираться. В этом смысле работа именно с портовой инфраструктурой должна быть филигранной. Она должна обеспечивать приемку, оформление, отправку грузов. Поэтому мы смотрим на черноморские порты Грузии. Если мы говорим про морскую часть ТМТМ то, это фактически, конец ТМТМ. Если ТМТМ начинается для контейнерных поездов на станции Алтынколь, погранпереходе между Китаем и Казахстаном, то заканчивается он в Поти или Батуми. Поэтому там нужно присутствовать», — убежден председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев.
Поскольку порт Поти является конечной точкой транспортировки грузов по ТМТМ на Черном море, и строительство контейнерного терминала позволит казахстанскому бизнесу участвовать в формировании грузовых потоков, а также создаст выгодные тарифные условия на данном маршруте для казахстанских экспортеров и привлечь дополнительные объемы транзитных грузов через Республику Казахстан.
«Переговоры с грузинскими партнерами стартовали с начала этого года. Президент нашей страны весь прошлый год говорил и ставил задачи по реализации инфраструктурных проектов и расшивке узких мест в логистике. В рамках этой политики «PTC Holding» после посещения портов Поти и Батуми было принято решение о реализации проекта», — рассказал директор по развитию ТОО «PTC Holding» Олжас Арыкбаев.
Выбор Поти, а не Батуми, по его словам, был обусловлен сложившейся в Грузии спецификой, согласно которой порт Батуми обслуживает в основном нефтеналивные и насыпные грузы, а Поти – контейнерные и автомобильные.
Что касается технических характеристик проекта, то для его реализации создано совместное предприятие АО «POTI TRANSTERMINAL» на паритетных началах, в котором казахстанской стороне в лице «PTC Holding», и грузинским партнерам принадлежит по 50% акций. Ориентировочная стоимость проекта на данный момент составляет порядка 10 млн долларов США. Сам же терминал будет расположен на площади в 8 гектаров и его мощность составит 80 тысяч контейнеров (в 20-тифутовом эквиваленте) в год. Срок окончания строительства запланирован на октябрь 2023 года.
«Планируется сразу после подписания инвестиционного соглашения начать процедуры по разработке проектно-сметной документации. В принципе уже концепция проекта есть. Теперь надо сделать ее детализацию и начать строительство. Объект сам небольшой, его площадь составляет всего 8 гектаров, поэтому можно достаточно оперативно его построить. Если говорить о конкретных сроках, то после подписания соглашения в течение 4-5 месяцев терминал будет построен, запуск его планируется в октябре-ноябре этого года», — сообщил Олжас Арыкбаев.
О том, что крайне важно раскрыть потенциал ТМТМ, что предполагает создание единых транспортных операторов и формирование замкнутого логистического цикла, а также активного участия в этом процессе частного отечественного бизнеса, неоднократно в течение последнего года говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В частности, в мае во время визита в Китай он прямо заявил, что «развитие Транскаспийского маршрута важно для активизации транзита между Европой и Азией».
«Кроме того, здесь имеются большие перспективы в будущем», — отметил президент Казахстана.
По мнению Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Грузии Малика Мурзалина для Казахстана очень важны инвестиции в логистику.
«Шелковый путь традиционно проходил по территории как казахских степей, так и Южному Кавказу много веков назад и сейчас продолжение этого процесса. Новые логистические маршруты проходят через Казахстан, через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в Европу. У нас в Казахстане большое значение придают развитию ТМТМ, особенно последнее время. Есть поручение президента Токаева расширить этот маршрут и загрузку на него. Благодаря таким бизнесменам, которые такой большой вклад сегодня делают, мы справимся с этой задачей», — заявил он во время церемонии подписания соглашения.
Следует отметить, что согласно стратегии развития бизнеса Группа компаний «PTC Holding» уже сейчас, для привлечения дополнительных объемов грузов транзитом через Республику Казахстан, находится в процессе создания международной сети дочерних предприятий («окна продаж» и инфраструктурные проекты) с целью выхода на прямые контракты без посредников с крупнейшими мировыми грузовладельцами, производителями и логистическими платформами. За последние два года Группой компаний зарегистрированы дочерние предприятия в Республике Узбекистан (г. Ташкент), Китайской Народной Республике (г. Шанхай), Турецкой Республике (г. Стамбул) и Кыргызской Республике (г. Бишкек).
«Наша основная цель – забирать груз непосредственно из первых рук, у того, кто производит этот груз. Для того чтобы, с одной стороны, дать наилучшую, наивыгодную ставку для потребителя, с другой стороны, так как мы казахстанская компания, мы ставим своей целью работу с прямыми грузоотправителями для формирования наибольшего пула клиентов», — считает председатель правления «PTC Holding» Тимур Карабаев.
Важным направлением развития Группы компаний является реализация инфраструктурных проектов, включающих в себя строительство транспортно-логистических терминалов на основных сухопутных международных коридорах между странами Европы и Китайской Народной Республикой.
По словам Тимура Карабаева, она всегда исторически развивалась на основе собственных активов.
«Мы всегда долго присматриваемся к отрасли, всегда долго изучаем партнеров, конкурентов, инфраструктуру, узкие места. Как правило, если ты хочешь сделать что-то большое хорошее, чтобы заслужить уважение партеров и клиентов, надо смотреть на то, как ты можешь изменить текущую ситуацию», — считает глава PTC Holding.
По его мнению, ситуация всегда базируется на тех инфраструктурных возможностях, которые есть. Это может быть государственная инфраструктура магистральных путей, это может быть логистическая инфраструктура в виде портов, терминалов, погрузочно-разгрузочных площадок.
«Мы всегда строили свою стратегию на поиске узких мест, и там, где они есть и появляется возможность их физически «расшить» через развитие логистической инфраструктуры, туда мы и вкладывали деньги. Именно она обеспечивает нашу конкурентную позицию на рынке. Изучая новые маршруты, мы смотрим на пропускную способность тех или иных мест, и там, где она не такая высокая, но вполне реалистично за адекватные деньги в адекватные сроки ее модернизировать, мы готовы туда инвестировать. Наша позиция всегда было однозначной – развивать логистическую инфраструктуру», — резюмирует Тимур Карабаев.