На фоне геополитической нестабильности транспортно-логистическая отрасль переживает непростые времена. О том, что сегодня волнует рынок, как меняется структура перевозок и какую стратегию выбирает PTC Cargo, рассказывает Мария Мисевра, заместитель генерального директора компании.

— Мария, что сейчас происходит на рынке? Какие ключевые вызовы волнуют логистическую отрасль?
— Первое — снижение объёмов импорта из Китая, что влечёт за собой экспортно-импортный дисбаланс. Китай остаётся одним из ключевых игроков по генерации грузопотока. Все участники рынка стараются подстроиться под новые условия, ведь дисбаланс влияет не только на логистику, но и на тарифообразование.
Второе — доступность подвижного состава (особенно 80-футовых платформ) и изменения в субсидировании контейнерных перевозок. Тарифы снижаются — и на импорт, и на экспорт. Если несколько месяцев назад стоимость привлечения китайского контейнера составляла около 1800–1900 долларов в России, то сейчас — 1300–1400. Это влияет на себестоимость перевозки.
— Какие шаги предпринимает PTC Cargo в этих условиях?
— Мы по-прежнему являемся крупным контейнерным оператором с собственной инфраструктурой, парком фитинговых платформ и контейнеров. Однако в последние два года PTC Cargo переходит от классической модели оператора к более гибридной логистической модели. Наша компания расширила перечень оказываемых услуг: теперь помимо мультимодальных перевозок оказываем услуги экспедирования, авто и авиаперевозок. Можем предложить клиенту услуги «от двери до двери».
В прошлом году мы запустили сервис из Китая в Европу и Турцию через ТМТМ, обеспечивая полный комплекс транспортных услуг. Расширили географию импортных перевозок из Китая в Центральную Азию (Казахстан и Узбекистан) и увеличили объемы экспортных отправок из России.
— Многие игроки рынка ранее скептически относились к маршруту через Каспий. Какова сейчас ситуация с Транскаспийским направлением?
— Да, раньше говорили, что это дорого, сложно, неустойчиво. Но сегодня Транскаспийский маршрут показывает стабильную работу. Китайские клиенты активно его используют: сейчас в сутки отправляется по одному контейнерному поезду через станцию Алтынколь, а на 2025 год запланировано до 600 поездов.
В этом году мы запускаем контейнерный терминал в городе Поти, что усилит возможности по мультимодальным схемам и сделает маршрут ещё более привлекательным. Современная инфраструктура терминала позволит принимать и обрабатывать целые составы без расформирования, что влияет на скорость обработки контейнерных поездов и транзитные сроки в целом.
— Какие перспективные направления развития вы видите в ближайшее время?
—Рост спроса на мультимодальные логистические решения: клиенты заинтересованы в сервисе, который будет включать в себя весь комплекс услуг от «первой» до «последней» мили. Усиливается интерес к альтернативным транспортным коридорам. В прошлом году мы запустили сервис из Китая в Афганистан и Узбекистан через Кыргызстан. Реорганизация глобальных цепочек поставок. Произошла смена концепции с доставки «точно в срок» на доставку «на всякий случай». Помимо стоимости и сроков доставки, теперь клиентам важны непрерывность и регулярность отправок.
Сегодня из-за снижения импортных потоков особенно остро ощущается конкуренция за каждую тонну. Мы готовы к этим вызовам и продолжаем адаптироваться к новым условиям рынка, расширять географию перевозок, укреплять партнерские отношения и инвестировать в инфраструктуру. Именно это обеспечивает устойчивость компании в турбулентное время и позволяет ей строить долгосрочные планы.