Инфраструктурные проблемы – тормоз развития контейнерных перевозок нефтепродуктов в Казахстане.
В Казахстане всего лишь 47 из 445 грузовых станций открыты для операций с контейнерами на железнодорожных подъездных путях.
Объем мировых контейнерных перевозок в 2023 году составил 173 млн ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте), а доля мировой торговли, связанная с контейнерными перевозками, достигла 59% от мирового ВВП. При том, что в 1968 году эта доля составляла менее 1%. Сообщила, выступая с докладом актуальных проблемах контейнеризации нефтепродуктов на VI Международной конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2024», которая прошла 20–21 июня в Алматы, коммерческий директор PTC Holding Дания Нуриддинова.
Сама конференция, постоянным партнером которой является группа компаний PTC Holding, организована одним из ведущих мировых ценовых агентств Argus Media, и является традиционной экспертно-дискуссионной площадкой, где собираются ключевые игроки рынков нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа и нефтехимии, а также представители транспортно-логистических компаний и государственных органов Казахстана и других стран СНГ. В этом году помимо традиционных докладов о текущем состояние и перспективы развития нефтегазохимической отрасли Центральной Азии, а также обзоре ключевых экспортных рынков для региональных производителей нефтегазохимической продукции, участники конференции подробно рассмотрели актуальные логистические маршруты нефти и нефтепродуктов в регионе, проекты развития инфраструктуры в Центральной Азии и Каспийском регионе, а также специфику железнодорожных перевозок в регионе, дефицит мощностей на альтернативных маршрутах и особенности поставок российского СУГ в современном геополитическом контексте.
Дания Нуриддинова в своем выступлении отметила, что контейнеризация перевозок – это глобальный мировой тренд, который актуален и для центральноазиатского региона. Ключевую роль здесь сыграла инициатива Китая «один пояс – один путь», и за последние 5 лет с 2018 года по 2023 год вырос более чем в 2 раза.
Особое внимание в своем выступлении Дания Нуриддинова уделила контейнеризации перевозок нефтепродуктов и связанными с этим вызовами и проблемами. Иначе говоря, переход от перевозки продуктов переработки нефти в цистернах к транспортировке в танк-контейнерах. По информации коммерческого директора PTC Holding объем рынка перевозок в танк-контейнерах составляет 8-10 млрд. долларов США в год, а в 2025 году ожидается рост парка танк-контейнеров до 1 млн единиц. Что касается пространства колеи 1520, то следует обратить внимание на прирост объема перевозок в танк контейнерах в России за последние годы, который составляет в среднем 16% в год. Еще одна тенденция заключается в том, что рост числа танк-контейнеров на железной дороге ожидается за счет большого списания вагонного парка цистерн, высокой стоимости новых специализированных вагонов, а также модернизации инфраструктуры предприятий и станций под погрузку контейнеров.
«Прирост количества танк-контейнеров на территории России положительно влияет на нефтеналивной сектор на территории Казахстана и стран Центральной Азии», — полагает Дания Нуриддинова.
В тоже время в Казахстане есть серьезные структурные проблемы, которые серьезно тормозят развитие сегмента танк-контейнерных перевозок. В частности, Дания Нуриддинова сослалась на опыт PTC Holding.
«В 2019 году компанией ТОО «РТС Holding» был осуществлен экспорт 118 тыс. тонн ароматических углеводородов (параксилол) в направлении портов Черного моря, из которых на долю танк контейнеров пришлось 19% или 22 730 тонн (1 199 TEU).
Перевозка параксилола в танк-контейнерах не имела логического продолжения в силу отсутствия необходимой инфраструктуры для очистки контейнеров от донных остатков, ремонтной базы специализирующихся на танк-контейнерах, в следствие чего приходилось производить процедуру предналивной подготовки тары за пределами Республики Казахстана, что в конечном счете влияло на стоимость транспортировки», — сообщила коммерческий директор PTC Holding.
Клюевыми проблемами препятствующими развитию этого сегмента грузоперевозок в Казахстане, она считает, во-первых, недостаток специализированных танк-контейнеров для перевозки нефтепродуктов на рынке, вследствие чего стоимость привлечения контейнера обходится дорого, помимо аренды в стоимость перевозки ложится стоимость мобилизации и демобилизации порожнего контейнера. Во-вторых, Ограничения на осуществление грузовых операций с контейнерами на станциях Казахстана. Так, по ее данным, всего 10,6 % (47 из 445) грузовых станций открыты для операций с контейнерами на железнодорожных подъездных путях. Поскольку в стране, не регламентированы технические и нормативные требования к оснащению подъездных путей для осуществления грузовых операций с контейнерами. В-третьих, отсутствует инфраструктура для организации погрузки нефтеналивной продукции в контейнеры А это подразумевает очистку контейнера от остатков ранее перевозимого груза и мелкий ремонт танк-контейнера, требуемый для обеспечения герметизации тары и безопасности движения.
Между тем, эта проблема отнюдь не праздная и приобретает еще большую актуальность в свете решения Казахстана в рамках зеленого перехода начать использовать авиационное топливо стандарта Jet-A1, вместо используемого сейчас ТС-1.
«Согласно стандарту JIG 1530 (Joint Inspection Group), хранение и транспортировка топлива Jet-A1 допустимо в резервуарах, покрытых эпоксидной смолой, что выходит в огромные суммы (оценочно 15 млн тенге за одну единицу вагон-цистерны)», — пояснила Дания Нуриддинова.