В Батуми (Грузия) проходит международная конференция на тему: «Транспортировка нефтеналивных грузов через Закавказский транспортный коридор и порты Грузии». Одним из ключевых спикеров мероприятия выступает Дания Нуриддинова, коммерческий директор PTC Operator, накануне она выступила с докладом об актуальной ситуации и перспективах железнодорожного экспорта нефтепродуктов из Казахстана.
«Сегодняшние геополитические и инфраструктурные реалии формируют новые маршруты и новую логику логистических решений. Закавказье становится одним из важнейших направлений для устойчивого и диверсифицированного экспорта казахстанских нефтепродуктов», — подчеркнула в своем выступлении Дания Нуриддинова.

На сегодняшний день PTC Operator является одним из крупных операторов железнодорожного парка в Казахстане и лидером по числу вагонов-цистерн в Центральной Азии. В операционном управлении компании находится 13 400 вагонов, из которых более 12 000 — это нефтеналивные цистерны.
В 2024 году компания перевезла 13,4 млн тонн нефтепродуктов, из которых 12,4 млн тонн — внутри страны, и 659 тыс. тонн — в экспортном сообщении.
Изменение географии экспорта
В связи с санкционными ограничениями со стороны США и ЕС, начиная со второй половины 2023 года, наблюдается резкое снижение объемов поставок через российские порты и стыковые станции с ЕС. Среднегодовой темп падения составил – 44,4%.
В то же время зафиксирован рост интереса к Закавказскому региону, в первую очередь к портам Грузии: Батуми, Поти, Кулеви. Перевозки в этом направлении демонстрируют среднегодовой рост на уровне +40,8%. Рост сохраняется и по направлениям в страны Центральной Азии — +12,5% в год.
«В условиях ограничений на традиционные маршруты, рынку необходима гибкость и скорость в переориентации. Наш опыт показывает: маршрут через Каспий и порты Закавказья — это не временное решение, а перспективный вектор развития логистики на годы вперед», — отметила Дания Нуриддинова.
Изменение структуры экспортных грузопотоков: акценты смещаются
На фоне геополитических и энергетических трансформаций изменилась не только география, но и структура экспортируемых грузов из Казахстана.
С 2022 по 1 квартал 2025 года:
- Доля сырой нефти в железнодорожном экспорте выросла с 10% до 36%, благодаря диверсификации маршрутов в обход традиционных трубопроводов.
- Экспорт мазута сократился с 2 млн тонн до 1,5 млн тонн, что связано с энергетическим переходом в Европе, курсом ЕС на декарбонизацию и увеличением поставок СПГ из США.
- Снижение экспорта сжиженного углеводородного газа (СУГ) составило 30% — результат санкционных ограничений и роста логистических затрат при маршрутах через Европейский союз.
«Нынешняя логистика уже не та, что пять лет назад. Мы наблюдаем явное смещение спроса: растёт значимость сырой нефти, а такие традиционные позиции, как мазут и СУГ, теряют долю. Это требует гибкости от оператора — и точной настройки сервисов под новую номенклатуру грузов», — подчеркнула Дания Нуриддинова.
Вызовы и перспективы: куда движется рынок
В своем выступлении Дания Нуриддинова выделила ключевые вызовы, сдерживающие развитие перевозок нефтепродуктов:
- Санкционные ограничения США и ЕС осложняют работу с рядом контрагентов и затрудняют проведение международных расчётов, что приводит к переориентации цепочек поставок и реструктуризации бизнес-процессов.
- Конвенционные запреты со стороны железнодорожных администраций ограничивают маршруты и увеличивают издержки.
- Инфраструктурные ограничения на железнодорожных и портовых узлах не позволяют оперативно перераспределить растущий грузопоток.
- Нерешённые тарифные вопросы, особенно в отношении транзита и порожнего пробега, делают новые маршруты менее конкурентоспособными.
- Недостоверная информация о местоположении вагонов затрудняет планирование логистики и увеличивает расходы.
«Мы, как операторы, чувствуем необходимость в системных изменениях: не только в инфраструктуре, но и в регуляторной базе, прозрачности процессов, международной логистической координации», — отметила Нуриддинова.
Что нужно рынку — и от чего зависит его рост
В качестве направлений развития коммерческий директор PTC Operator выделила три основных приоритета:
- Развитие новых экспортных маршрутов, особенно в рамках ТМТМ (Транскаспийского маршрута), усиление международного взаимодействия, создание отраслевых альянсов.
- Модернизация действующей инфраструктуры — как портовой, так и железнодорожной — с учетом растущих объемов и новых логистических задач.
- Актуализация нормативной и законодательной базы: необходимо гармонизировать национальные правила с международными соглашениями и пересмотреть подходы к управлению перевозочным процессом.
«Сейчас идёт глобальное перераспределение грузопотоков. Казахстан и Закавказье могут не просто адаптироваться к новым условиям — они могут стать ядром устойчивой и современной транспортной архитектуры. Но для этого всем участникам рынка нужно двигаться синхронно и стратегически», — заключила Дания Нуриддинова.