Группа компаний «PTC Holding» приступает непосредственно к строительству мультимодального терминала в грузинском порту Поти, который станет опорной точкой казахстанского экспорта-импорта на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ).
Терминал станет опорной точкой казахстанского экспорта-импорта на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ).
Церемония закладки символической капсулы, знаменующей старт строительства мультимодального терминала, в которой приняли участие министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Марат Карабаев и вице-премьер, министр экономического и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили, а также представители казахстанского и грузинского бизнеса прошла 11 августа в Поти. Это означает, что группа компаний «PTC Holding» вышла на этап активной реализации проекта строительства якорной инфраструктуры на маршруте ТМТМ.
«Мы завершаем демонтаж конструкций на территории планируемого к строительству мультимодального терминала в порту Поти (Грузия) и приступаем к старту строительных работ», — сообщил директор по развитию «PTC Holding» Олжас Арыкбаев.
Напомним, что частный казахстанский оператор приступил к реализации проекта в июне 2023 года, когда в Грузии были подписаны документы и объявлено о создании совместного предприятия АО «Poti transterminal», в котором казахстанской стороне в лице «PTC Holding», и грузинским партнерам принадлежит по 50% акций. Тогда же было объявлено о получении в порту Поти земельного участка общей площадью 8 га для строительства мультимодального терминала. Цель проекта – создание необходимой инфраструктуры мирового уровня на маршруте ТМТМ.
«Когда мы говорим о больших грузопотоках и серьезных грузоотправителях, надо на кого-то и на что-то опираться. В этом смысле работа именно с портовой инфраструктурой должна быть филигранной. Она должна обеспечивать приемку, оформление, отправку грузов. Поэтому мы смотрим на черноморские порты Грузии. Если мы говорим про морскую часть ТМТМ, то это фактически конец ТМТМ. Если ТМТМ начинается для контейнерных поездов на станции Алтынколь, погранпереходе между Китаем и Казахстаном, то заканчивается он в Поти или Батуми. Поэтому там нужно присутствовать», — объяснял логику решений компании и выбор места председатель правления «PTC Holding» Тимур Карабаев.
По мнению акционера «PTC Holding» Данияра Абулгазина, строительство терминала в городе Поти для компании – это логичное расширение бизнеса.
«Мы в нашей группе компаний сейчас очень много внимания уделяем контейнерным перевозкам. Мы уже построили самый большой терминал на станции Достык. Его мощность составляет порядка 320 тысяч контейнеров в 20-футовом эквиваленте в год. В прошлом году мы перевалили порядка 100 тысяч контейнеров, в этом году будет больше. Мы открыли дочернюю компанию в Шанхае, регистрируем компанию в Стамбуле. Спасибо нашим партнерам из Грузии, что приняли наше предложение о сотрудничестве и вошли в совместный проект. Я считаю это логичным продолжением нашей работы по развитию транзитного потенциала Казахстана», — оценил проект Данияр Абулгазин.
Общая сумма инвестиций в проект, по словам директора по развитию «PTC Holding» Олжаса Арыкбаева, оценивается в $15-20 млн. Финансирование будет осуществляться на паритетных принципах казахстанскими и грузинскими участниками проекта. Он также сообщил, что активная фаза строительства начнется в сентябре 2023 года, и в 1 квартале 2024 года запланирован ввод в эксплуатацию первой очереди проекта, что позволит переработать 80 тысяч TEU/год (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) с дальнейшим наращиванием объемов. А максимальная мощность терминала с учетом технологии работы составит 450 тысяч TEU/год.
«Поскольку мы будем использовать мультимодальные технологии, то есть перетаривать грузы из универсального парка, автотранспорта в контейнеры и наоборот, с возможностью отправки грузов по Черному морю, то наш терминал сможет «переварить» в объемах до 5,5 млн тонн грузов, или до 450 тыс. TEU», — рассказал Олжас Арыкбаев. По его словам, на первом этапе будут приобретены; 3 ричстакера, 1 козловой кран, 1 маневровый локомотив, вилочные погрузчики. А сам терминал сможет оказывать клиентам следующие услуги:
- доставка контейнеров с порта на терминал и в обратном направлении;
- доставка контейнеров с других терминалов и в обратном направлении;
- формирование шаттл-поездов по направлению Поти — Алят — Поти;
- перетарка грузов с универсальных вагонов и автотранспорта в контейнер и наоборот;
- обработка негабаритных грузов.
То, что данный элемент инфраструктуры на маршруте ТМТМ интересен и будет востребован, косвенно подтверждает тот факт, что на церемонию закладки капсулы и старта строительства приехали вице-премьер, министр экономического и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили, министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Марат Карабаев, а представители крупных казахстанских компаний-экспортеров: АО «Казцинк», АО «Казазот», ТОО «KazFerroGroup», АО «Костанайские минералы», ТОО «Central Asia Mining Co», ТОО «Kaspi Grain Way»; логистических — АО «НК «Казахстан темир жолы», АО «НМСК «Казмортрансфлот», АО «Каскор-Транссервис», ТОО «Ерсай», ТОО «DAR RAIL»; инфраструктурных — ТОО «Порт Курык», ТОО «Актауский морской северный терминал» и АО «НК «Актауский морской торговый порт».
Что касается потенциальных клиентов, то, по словам Тимура Карабаева, в группе компаний видят рост спроса у потребителей на услуги в рамках Транскаспийского транспортного маршрута.
«У нас на сегодня по нему уже есть активные наработки, и клиенты не просто интересуются, а пытаются размещать заявки», — говорит Тимур Карабаев. Он отмечает, что особенно серьезно ситуация вокруг Украины отразилась на компаниях Юго-Восточной Азии, в частности Японии и Южной Кореи, которые в связи с санкциями перестали поставлять товар через Россию в Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. «В результате грузоотправители из Юго-Восточной Азии начали искать альтернативные способы доставки своих товаров в страны Центральной Азии. Понятно, что транспортно-логистические компании быстро отреагировали на этот появившийся спрос и пытаются, в том числе и мы, предложить какие-то альтернативы», — отмечает Тимур Карабаев.
О стратегической необходимости диверсификации транспортных маршрутов и создания соответствующей инфраструктуры в качестве одной из ключевых задач постоянно говорит и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. «Мы намерены планомерно увеличивать грузопоток через данный маршрут и довести его до 500 тысяч контейнеров в год к 2030 году», – такую цель озвучил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на прошедшем в конце июля первом саммите «Центральная Азия + Совет сотрудничества арабских государств Залива».
В Алматы 8 февраля состоялось заседание общего собрания Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», на котором был зафиксирован резкий рост грузооборота на этом направлении. Так, по данным ассоциации, в 2022 году объем грузоперевозок увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раза в сравнении с 2021 годом и составил 891 тыс. тонн. Кроме того, было перевезено 33,6 тыс. TUE – это на 33% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. По итогам 6 месяцев этого года по маршруту ТМТМ, согласно данным МИИР РК, грузооборот вырос еще на 77% и составил 1 320 тыс. тонн.
С целью наращивания потенциала ТМТМ участниками ассоциации разработана дорожная карта по синхронному устранению «узких» мест и развитию потенциала ТМТМ на 2022-2027 годы. Ожидается, что данные меры позволят к 2025 году увеличить пропускную способность коридора до 10 млн тонн в год.
«ТМТМ (Срединный коридор) проходит из Центральной Азии через Каспийское море в Азербайджан и продолжается либо до порта Поти в Грузии, либо в Турцию по линии Баку — Тбилиси — Карс (БТК) – таким образом минуя территорию России. Казахстан активно развивает Срединный коридор, чтобы обезопасить жизненно важные логистические маршруты в условиях неопределенных перспектив трансроссийского сообщения.
Несколько недавних изменений повысили конкурентоспособность этого маршрута. Например, были заключены некоторые общие соглашения о ценообразовании и ведутся обсуждения на высоком уровне по созданию совместного предприятия для среднего бизнеса по модели Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), используемой в Северном коридоре», — отмечают эксперты Всемирного банка в исследовании «Обзор экономики Казахстана – весна 2023 года».
По их мнению, «в краткосрочной перспективе Срединный коридор играет ключевую роль в укреплении торговли между Юго-Восточной Европой, Турцией, Кавказом и Центральной Азией».
https://forbes.kz//economy/business/timur_karabaev_nasha_pozitsiya_vsegda_byila_odnoznachnoy_razvivat_logisticheskuyu_infrastrukturu/?fbclid=PAAab6mKnW1IDoMTgUP40jDa2YFfT3B2pzDPec0BPH-sUMRqfzeyVZ20iLWEw