Казахстан активно развивает транзитный потенциал, чтобы зарабатывать на перевозке грузов из Китая в Европу и Центральную Азию.
Закрытие украинского сухопутного направления и ограничения на отгрузку с российских морских портов заставляют участников логистического рынка адаптироваться и искать новые маршруты. Об этой трансформации рассказал Шынгыс Тулеушин, генеральный директор компании PTC Cargo, которая специализируется на контейнерных перевозках.
– 2022 год начался сложно для всей страны. Как ваша компания пережила трагические события января?
– Действительно, январские события сильно повлияли на общественно-политическую и экономическую ситуацию в Казахстане. Многие предприятия и компании столкнулись с ограничениями в работе.
Но на нашу компанию эти события не повлияли. Все дело в специфике отрасли: мы занимаемся транзитом грузов из Китая в Европу через территорию Казахстана, а потому произошедшее на них не влияло. Все запланированные объемы мы выполнили, задержек контейнерных поездов не было, на терминале «Достык» поезда принимались без остановок и задержек.
А что касается экспортных перевозок, то мы их передвинули на некоторое время. К счастью для всех нас, нестабильная ситуация сохранялась не слишком долго, и все объемы были выполнены без значительных задержек для отправителей.
– Быстро обострилась ситуация вокруг Украины. Это повлияло на работу вашей компании?
– Здесь я могу отметить два момента – финансовый и логистический.
Первый касается недавнего ослабления курса тенге к иностранным валютам. По направлению «Китай – Европа» основным заказчиком у нас является китайская сторона, а потом все сделки проходят в иностранной валюте. От валютных рисков мы защищены.
Второй момент гораздо шире. Да, в целом сухопутные перевозки по направлению из Китая в Европу не прекращаются. Но есть фактор того, что вблизи маршрута проходят военные действия. Из-за этого клиенты снижают число заказов, и мы видим тренд на снижение их объема. Пока подводить итоги рано, но мы видим снижение в районе 10–15%, и тренд сохраняется.
Подчеркну: все заказы нами исполняются.
Добавились проблемы с портом Калининграда, где раньше грузы перегружались с железной дороги на морские пути на Европу.
У нас были перевозки, которые выполнялись через Украину, но сейчас они прекратились. Из-за этого мы потеряли часть дохода.
Что касается транзита через Россию и Беларусь, то пока перевозки возможны только через Брест и несколько небольших погранпереходов. Калининград, как я сказал чуть раньше, закрыт для нас.
– А один Брест выдержит все объемы?
– Скорее всего, нет. Если объемы будут такими же, как в прошлом году, то у нас не будет возможности провести их через Брест.
Поэтому сейчас важная задача: нашей железнодорожной администрации и профильному министерству провести переговоры с «Российскими железными дорогами» о возможности согласовать новые маршруты. Например, отправлять грузы на порты в Прибалтике. Сейчас этот вопрос, насколько мне известно, уже обсуждается.
Прибалтийские порты готовы принимать наши грузы. Недавно это было в очередной раз подтверждено на совещании с участием министра транспорта Латвии. Они выражают готовность принимать грузы, и это возможность для нас сохранить объемы поставок.
Если маршрут пойдет на Прибалтику, то колоссальных изменений по срокам доставки не будет. У них хорошие, современные клиентоориентированные порты с развитыми онлайн-системами.
– Как нынешняя ситуация меняет планы вашей компании на 2022 год?
– Мы планировали сделать ставку на украинский маршрут как альтернативу российскому направлению, сделав там собственный сервис для клиентов. К сожалению, пока мы не можем ехать транзитом через Украину, Польшу и далее в Европу.
А потому стараемся искать альтернативы. У России есть ограничения по отправке грузов со своих морских портов. Из-за этого то, что раньше шло по морю, теперь может отправиться по суше. Например, из Сибири теперь отгрузка на Китай может идти через наш терминал «Достык Транс Терминал». Это выгодно и отправителям, и нам.
Становятся лучше перспективы Транскаспийского транспортного маршрута. Уже принимаются меры по увеличению пропускной способности и улучшению сервиса, возможности принять растущий поток.
Насколько мне известно, Казахстан, Азербайджан и Грузия даже планируют создать компанию на государственном уровне, которая займется улучшением маршрута.
Нужно использовать эту возможность: грузы, которые ранее шли через Россию, теперь могут пойти по Транскаспийскому транспортному маршруту, а далее по морю в Европу.
Теперь «мяч» на стороне логистов. Инфраструктура на Украине разрушена и будет долго восстанавливаться, потоки через Беларусь уже загружены. Потому для нас важны новые альтернативные маршруты.